Атлас – справочник по характерным повреждениям и дефектам трубопроводов тепловых сетей (Гофман Ю.М.). Часть 2

Систематизированы данные по видам повреждений трубопроводов тепловых сетей.
Приведены характерные признаки причин повреждений, а также дефекты по наружной поверхности труб и сварных соединений.
Атлас предназначен для инженерно-технических работников, занимающихся эксплуатацией и ремонтом трубопроводов тепловых сетей, а также для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, студентов энергетических специальностей.

Гофман Ю.М., 2012
Часть №2
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ ОПОРНОЙ СИСТЕМЫ ТРУБОПРОВОДОВ

ЗАЩЕМЛЕНИЯ
– любые ограничения перемещения трубопроводов, не предусмотренные проектом. Защемления вызывают нерасчетные (повышенные) компенсационные напряжения, которые могут привести к деформации П-образных компенсаторов, в ряде случаев к поперечным трещинам на трубах в районе компенсаторов.
СПОЛЗАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ СО СКОЛЬЗЯЩИХ ОПОР
Такие дефекты приводят к нерасчетным (повышенным) весовым нагрузкам, что способствует прогибу труб и, как следствие, в местах максимального прогиба – к стояночной коррозии. 
НЕПОДВИЖНЫЕ ОПОРЫ
1- «башмак»; 2 – опорная конструкция Неподвижная опора должна обеспечивать неподвижность закрепления точки трубопровода от усилий самокомпенсаций и, возникающих при самых неблагоприятных случаях в процессе эксплуатации, дополнительных напряжений. Конструкция неподвижной опоры состоит из элементов, которые привариваются к трубе, и элементов, которые крепят приварные элементы к строительным сооружением.
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ
Коррозионные повреждения элементов опоры.
Наружная коррозия трубы в районе опоры
Разрушения сварных соединений по линии сплавления приварки закрепляемых на трубе элементов опоры.
Разрушение конструкций опоры приводит к возникновению дополнительных напряжений и, как следствие, к потере конструктивной прочности трубопровода.
СКОЛЬЗЯЩИЕ ОПОРЫ
1- «башмак»; 2 – опорная конструкция Скользящая опора обеспечивает перемещение горизонтальных трубопроводов в двух направлениях – вдоль и поперек трубы. Скользящая опора состоит из двух деталей: опорной плиты и «башмака», который приваривается к трубе.
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Интенсивная атмосферная коррозия на наружной поверхности трубы в месте приварки «башмака».

Трещины в месте приварки «башмака» к трубе Разрушение сварного соединения по линии сплавления приварки «башмака» к трубе.
Язвенная коррозия и трещины коррозионной усталости на внутренней поверхности трубы в районе приварки «башмаков», как правило, из-за приварки их электродами Ø 5 мм при высоких значениях сварочного тока.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСАТОРОВ


П-ОБРАЗНЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ
П-образные компенсаторы изготавливаются монтажной организацией по проекту, в котором указаны его размеры, материал труб и другие необходимые данные.
— места возможного появления дефектов
Из схемы работы компенсатора следует, что максимальные изгибающие напряжения возникают на «спинке» компенсатора, которую и следует подвергать контролю.
Повреждения начинаются на наружной поверхности и распространяются в тело трубы в виде ножевых трещин транскристаллитного типа. Трещины располагаются в месте начала гиба, могут быть, как на растянутой, так и на сжатой стороне гиба.

ЛИНЗОВЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ

Линзовые компенсаторы применяются для компенсации прямых участков трубопроводов.

Линзовые компенсаторы изготавливаются из двух круглых пластин, которые свариваются между собой.

Основной недостаток линзовых компенсаторов при незначительной несоосности трубопровода происходит разрушение по линии сплавления сварного шва, т.к. сварные соединения не предназначены для работы на изгиб.

САЛЬНИКОВЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ
1- стакан(«ныряло»); 2 – корпус; 3 – набивка; 4 – упорное кольцо; 5 — грундбукса Конструкция сальникового компенсатора состоит из стакана и корпуса, герметичность которого обеспечивается набивкой.

Основной дефект сальниковых компенсаторов — изнашивание набивки (потеря упругости).
На нижней половине стакана имеет место застойная зона, где скапливается теплоноситель, который приводит к язвенной коррозии.
СИЛЬФОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ
Сильфонные компенсаторы отличаются от линзовых высотой гофр, которые существенно меньше и, соответственно, способом изготовления (без сварки). Сильфоновые компенсаторы допускают несоосность трубопроводов.
Сильфонные компенсаторы выпускаются с тепловой изоляцией сильфонов и наружным закрытым кожухом. Общий недостаток — не обеспечивается гидроизоляция подвижной части компенсатора, закрытие кожухом создает внутри компенсатора повышенную влажность. Такая конструкция приводит к намоканию тепловой изоляции и, как следствие, к усиленной коррозии.

Сильфонные компенсаторы выпускаются с облицовкой сильфонов из тонкого листа аустенитной стали. В ряде случаев наблюдаются на такой конструкции компенсаторов поперечные трещины. Такой вид повреждений относится к коррозии под напряжением из-за попадания на наружную поверхность влаги, содержащей ионы гидроксилов или хлора. 

Комментарии

Новости Теплоснабжения

Популярные сообщения